Участники дискуссии «Культурные драйверы развития современных городов» в Большом зале ЦВЗ «Манеж» рассказали о своих проектах модернизации городов. На вопросы о том, как сохранить баланс между сохранением культурного наследия и обновлением и как в целом грамотно организовать городскую культурную жизнь отвечали генеральный директор ОАО «Ленгипрогор» Юрий Перелыгин, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ Ирина Ирбитская, глава совета директоров ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» Кирилл Соловейчик и директор компании «Креативное консультирование Тома Флеминга» Том Флеминг (Великобритания).
Перелыгин, на счету которого проекты в Иркутске, Санкт-Петербурге, Самаре, Ульяновске Красноярске, Уфе, обозначил главную проблему городской культурной политики России: «Она связана с Москвой и ее очень сильным ростом населения. Люди съезжаются в мегаполисы, а потому наша задача - заниматься периферийными городами, население которых в этом случае не будет переезжать в Москву».
В качестве примера Юрий Перелегин представил осуществленный проект модернизации исторического центра Иркутска. На фотографиях, сделанные еще до начала ремонтных работ, нетрудно было разглядеть покосившиеся деревянные дома, окруженные забором и находящиеся под охраной государства, а на деле постепенно разрушающиеся. В ходе реконструкции удалось не только увеличить центр города, но и вписать исторические маршруты в новые пешеходные, сохранить памятники и воссоздать среду. «Оставили все деревянные дома, добавили к ним новые, также деревянные, отреставрировали памятники», - поделился Перелыгин результатами проделанной работы. На фотография этого года вместо покосившихся мрачных избушек красуются свежевыкрашенные домики – охотно верится, что в данный момент квартал, как сказал его создатель, является «самым модным местом Иркутска».
Проблемы городской культурной политики, по мнению Юрия Перелыгина, возникают из-за того, что приходится постоянно преодолевать «недоверие одной власти к другой – федеральной к региональной, региональной к местной», а также в общем «бескультурье деятелей культуры». По его мнению, неспособность власти договорится с бизнесом создает препятствие на пути к модернизации.
Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ Ирина Ирбитская в своей презентации уделила внимание преобразованиям Домов культуры, которые сейчас стараются уйти от советских моделей. Новый формат подразумевает наличие мастерских, воркшопов, пространств для работы над стартапами – иными словами, работа в формате open doors. Помимо этого, вписывать в городскую инфраструктуру необходимо и окружающие эти ДК участки, а также территории вокруг школ, институтов, детских садов. Даже обычные дворы, по мнению Ирбитской, нужно превращать в открытые объекты, бульвары, площади.
Еще одним вопросом, рассматриваемым в ходе дискуссии, стала правомерность так называемого «сфабрикованного наследия», о котором неоднократно в ходе беседы говорил модератор, президент Фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Княгинин. Под это определение, по его мнению, попадают все реконструированные исторические центры городов, однако такой вид реконструкции – единственный, при котором культурное наследие города не только сохраняется, но и оказывается востребованным и интегрированным в среду.
О значимости сохранения наследия упоминал в своей завершающей дискуссию речи британский специалист в сфере культурных и креативных индустрий Том Флеминг. Помимо бережного отношения к истории, в качестве основных задач культурной политики он выделил необходимость слушать голоса жителей города – не только элиты, но и всех слоев наследия – а также привлекать их к участию в развитии культуры. «Культурный обмен, новые технологии, инновации – все это должно способствовать тому, что культура будет помогать узнавать что-то новое и учиться чему-то».
По информации пресс-службы форума