В конце сентября в Москве открылся бизнес-центр Dominion Tower – здание, спроектированное бюро Zaha Hadid Architects. Чёрно-белый семиэтажный объект от самой знаменитой женщины-архитектора в мире находится довольно далеко от центра столицы – в районе Дубровки. Но это лишь усиливает интерес к нему.
В день открытия Dominion Tower 25 сентября Заха Хадид принимала поздравления с ещё одним событием. О присуждении ей Золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA) – главной архитектурной награды Великобритании – стало известно буквально накануне. На фоне этой новости критика в отношении построенного бюро Хадид здания, пусть даже самая объективная, не вполне соответствовала моменту. Тем не менее, полюбовавшись объектом, который резко контрастирует с застройкой Шарикоподшипниковской улицы, всё же стоит задать себе два вопроса. Успело ли архитектурное решение бизнес-центра морально устареть за десять лет, прошедшие с начала проектирования, и насколько сильно отстаёт российское качество строительства от европейского?
Действительно, первые эскизы постройки появились ещё в 2003 году. По отзывам сотрудников лондонского бюро, мировая знаменитость сама приложила к ним руку – в буквальном смысле слова. Долгое обсуждение деталей и финансовый кризис затянули реализацию проекта. Суммарные инвестиции в итоге составили 2,3 млрд рублей, из них на строительно-монтажные и отделочные работы ушло 1,8 млрд рублей. Оставшейся суммы хватило на 21 475 квадратных метров, из которых 11 тысяч м2 могут быть отданы арендаторам. К слову, около 40% пригодных для аренды площадей уже сдано. И это – несмотря на высокую стоимость офисов (в среднем 30 тысяч рублей за квадратный метр) и не лучшее состояние экономики в стране.
Что же касается качества строительства в России, а также несовершенства отечественной нормативной базы, то, как отметил на открытии Dominion Tower главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, реализация необычных проектов помогает поднять уровень национальной архитектуры. «В обществе появляется запрос на новое качество, а образовательные, законодательные и другие институты дают на него ответ. Мой опыт подсказывает, что именно практическая работа над сложными задачами – ключевой подход к развитию отрасли», – подчеркнул Кузнецов, отдельно уточнив, что нормативная база не статична и меняется с появлением новых вызовов.
Впрочем, представители офиса Zaha Hadid Architects директор бюро Патрик Шумахер и ведущий архитектор проекта Кристос Пассас, прибывшие в Москву в связи с событием, разделили славу со своими российскими коллегами. Адаптировать проект для российских реалий помогали архитектурное бюро «АБ Элис» и инженеры ОАО «Моспроект». В частности, принимались во внимание и специфические климатические условия: все элементы, включая остекление, рассчитаны на низкие зимние температуры. По словам главного конструктора отдела строительных конструкций «Моспроекта» Михаила Алексеева, главной сложностью было выполнение консольных перекрытий, достигавших 8,5 метров, что потребовало отдельных инженерных усилий. Именно благодаря сотрудничеству профессионалов, а также использованию современных строительных и компьютерных технологий, к зданию применимы эпитеты «лёгкое», «воздушное», «выразительное».
«В процессе работы мы черпали вдохновение в русском авангарде XIX–XX веков. Как раз в этот период произошло зарождение открытой архитектуры, – рассказал Патрик Шумахер, многолетний партнёр и фактически «правая рука» Захи Хадид. – Кроме того, авангард предполагает особое отношение к пространству: при помощи традиционной архитектуры вряд ли удалось бы создать такие помещения, какие мы видим здесь. Бизнес-центр обладает как внешней, так и внутренней выразительностью, и вошедший в лобби человек, которого поразил внешний облик объекта, не должен разочароваться. Могу сказать, что я очень доволен результатом».
Главное пространство семиэтажного графичного здания Dominion Tower – атриум, вокруг которого организованы остальные объёмы, в том числе офисы. Если прогуляться по периметру, можно оценить обзор: здание «развёрнуто» на 360 градусов. «Парящая» посередине главного общественного пространства бизнес-центр – атриума – лестница всем своим видом словно подтверждает, что вы находитесь в невесомости, и это добавляет постройке с сугубо деловой функцией некоторый романтизм. Как заявил Патрик Шумахер, «пространства такого рода должны стать типичными для современного общества». Вообще же идея коммуникации положена создателями в основу и может соперничать лишь с подчеркнутым эстетизмом объекта.
«Простота этого здания – кажущаяся. Она является продуктом сложных математических расчётов, сложных формул, которые, оказавшись в некоторой критической точке, преобразуются в чисто эстетические характеристики, в художественную цельность, приятную человеку», – объяснил феномен бизнес-центра Кристос Пассас. Он рассказал об ожидающих здание доработках, которые произойдут до конца нынешнего года. Так, на седьмом этаже, прямо под прозрачной крышей, будет установлена авторская инсталляция Хадид. Арт-объект размером пятнадцать на три метра «свяжет идею здания с его предназначением» и будет служить символом всего сооружения, добавил Пассас.
Интересно, что бюро Zaha Hadid Architects занималось не только самой постройкой, но и её окружением. Для заброшенного сквера вокруг здания был разработан ландшафтный дизайн-проект, высажены около 100 деревьев и 550 кустарников. Частично благоустроили и территорию находящейся неподалёку больницы. А вот от установки ландшафтного освещения, несмотря на уже разработанный проект, пришлось отказаться: город, к сожалению, не сможет его обслуживать. Утешает лишь наружная подсветка здания, благодаря которой оно и в вечернее время остаётся архитектурной доминантой района Дубровки.